Рассказы современников о праздновании Десятого воскресенья по Пасхе в Бронницах в начале ХХ века

Из объяснения протоиерея Василия Толгского, поданного в Московскую духовную консисторию 24 ноября 1904 года

Я родился и до самого принятии священства жил все в Бронницком уезде, и еще с детства помню эти ношения чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, а состоя в течение почти 30 лет священником в погосте Михаило-Архангельском-Дорках, я каждогодно провожал святую икону сию в город, всякий раз относимую (по очереди служения) моими Дорковскими прихожанами и всегда накануне 10-го воскресения, и всякий раз воочию убеждался, в каком громадном множестве стекался сюда со всех сторон народ на поклонение св[ятой] иконе Владычицы, (в 1-й раз летом возвращающейся в город после долгого из него отсутствия). Когда же при Михаило-Архангельской, в погосте Дорках, церкви (в 1886 г.) было открыто второе священническое место, я почти каждый год в 10-е воскресенье участвовал в служении торжественной всенощной с соборным по обыкновению чтением акафиста пред чудотворным образом Царицы Небесной и в совершении крестного хода вокруг города, и потому должен сказать, что во все это время торжество было также одинаково, как и в настоящее время. Посторонних богомольцев сходится на этот день в гор[од] Бронницы обыкновенно до 10-ти и более тысяч человек. Движимые чувством благоговения к святыне Преблагословенной Владычицы, священники соседних приходов, отслуживши литургию в своем храме, обыкновенно спешат в сей день в город, чтобы там принять участие в совершение крестного хода. Таким образом, в знаменательный для нас день 10-го воскресения крестный ход и в маленьком нашем городке, Бронницах, всякий раз бывает не менее торжественен, как и в больших городах, например, в Коломне – в четверг 7-й недели по Пасхе (Семик), где участвуют священноцерковнослужители от всех 20 церквей города во главе [со] священно-архимандритом местного Новоголутвинского монастыря; крестный ход совершается в Коломне обыкновенно до обедни, которую и служат потом соборне в Петропавловской, на кладбище, церкви.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 547. Д. 22. Л. 9 об.

Из воспоминаний бронницкого старожила
Олимпиады Степановны Ласкиной

Но особенно торжественно отмечали десятое воскресение после Пасхи. Праздничная служба проходила в церкви Иерусалимской Божьей Матери. Затем был большой крестный ход по городу. На праздник съезжалось духовенство, жители со всей Московской губернии. Огромная толпа горожан и приезжих шла за иконой Иерусалимской Божьей Матери. Ее несли в три ряда мужчины. Каждый ряд – до десяти человек. Каждый стремился прикоснуться к иконе. Чтобы не было пыли, к этому дню косили осоку и стелили около домов и по всему следованию крестного хода. К этому празднику шили новые платья. Так как приезжали издалека, то ночевали в каждом доме, в гостинице и на постоялых дворах.

Сливка И.А. «В Бронницах жили очень трудолюбивые люди» (из рассказов Олимпиады Степановны Ласкиной) // Из истории Бронницкой земли: Сборник краеведческих работ. Вып. 2. Бронницы, 2013. С. 459.

Комментирование запрещено