ПРАВОСЛАВНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

В этом году 16 апреля по новому стилю православные христиане будут совершать главный церковный праздник – Светлое Христово Воскресение, Пасху. И хотя событие Воскресения Христова вспоминается в богослужении христиан еженедельно (каждый воскресный день есть своего рода «малая Пасха»), верующие с нетерпением ждут этого весеннего праздника, когда особенно торжественно, на протяжении нескольких дней, прославляются Страдания Христа Спасителя, Его Смерть на Кресте ради спасения людей, 3-дневное Погребение и, наконец, Воскресение из мёртвых.

Но ещё задолго до Страстной седмицы (недели, когда вспоминаются Страдания Христа) Церковь начинает готовить верующих к этому главному празднику Великим постом, который длится 40 дней, в память о 40-дневном посте Спасителя в пустыне перед выходом на проповедь Евангелия.

Великий пост (в этом году он начнётся 27 февраля) – особенный период в жизни каждого православного, который повторяется ежегодно. Это не просто время воздержания от определённой пищи. Это период особой внутренней собранности, сосредоточенности на молитве, покаянии, духовном исправлении, творении добрых дел.

Поскольку молитва является важной составляющей поста, Церковь уже за 3 недели до его начала определила особое воскресенье (5 февраля), посвящённое размышлениям над евангельской притчей о мытаре и фарисее. И первые особые слова в богослужении вечером накануне этого дня звучат так: «Не будем молиться, как фарисей, ибо всякий, кто возносит себя, будет унижен». Оказывается, бывает неправильная молитва, неугодная Богу, когда человек целиком сосредоточен на себе, на превознесении своих заслуг, кичении ими и, как следствие, пренебрегает ближними, которых ставит ниже себя. Такое внутреннее состояние мешает духовному росту: человек перестаёт замечать свои недостатки и этим сам закрывает себе путь к покаянию и исправлению.

Богослужение следующего воскресенья (12 февраля) посвящено осмыслению другой притчи – о блудном сыне, которая призывает нас к покаянию и возвращению в Отчий дом, к нашему Небесному Отцу, от Которого мы постоянно удаляемся своими неправедными делами и греховными поступками. Эта притча подчёркивает важность и объясняет суть другой важной составляющей поста – покаяния.

Следующее воскресенье (19 февраля) называется «Неделей о Страшном Суде»: в богослужении вспоминается это ещё только предстоящее финальное событие человеческой истории – последний Суд, подсудимыми которого, согласно Евангелию, станут все люди, когда-либо жившие на Земле. Именно на этом Суде определится окончательная участь каждого человека – вечное спасение, Царство Небесное и пребывание с Богом или вечная погибель. Необходимость явиться на этот Суд, когда как на ладони откроются все поступки человека, злые и добрые, побуждает каждого верующего к исправлению своей жизни, своих злых навыков, пока ещё есть время для покаяния и исправления.

По традиции, в субботу накануне дня воспоминания Страшного Суда, называемую «Вселенской родительской субботой» (18 февраля), совершается поминовение всех тех, кто уже закончил свой жизненный путь. Церковь молится в эту субботу о прощении грехов усопших православных христиан, чтобы в день Страшного Суда Господь не осудил их к вечной погибели, а принял в Небесное Царство.

В церковном календаре эта поминальная суббота, как и следующее за ним воскресенье, называются «мясопустными», поскольку в эти два дня верующие последний раз вкушают мясо, и, хотя остаётся ещё неделя до начала поста, как бы постепенно вступают в него, к чему располагают и богослужения этой недели, называемой в церковном календаре «седмицей сырной» (из-за допустимости вкушать во время неё молочные и другие животные продукты, кроме мяса), а в народе – «масленицей» (с 20 февраля). Особенностью богослужений этой недели является их сугубо покаянный, почти постовой характер, а в среду и пятницу во время масленицы служба в храме совершается как в самые строгие дни Великого поста: не служится Божественная Литургия и не происходит Причащения Святых Христовых Таин.

Заканчивается последняя перед постом неделя воскресеньем (26 февраля), в которое Церковь предлагает верующим вспомнить изгнание Адама и Евы из Рая, ставшее следствием греха, т.е. нарушения данной Богом заповеди. Это воскресенье также называется «Прощёным», поскольку накануне поста верующие просят друг у друга прощения, чтобы вступить в пост, простив все обиды и примирившись со своими ближними, чего требует от нас Христос, Которому неугодно наше служение Ему, если в нашем сердце присутствуют обиды, злоба и гнев.

Этим прощением начнётся 7-недельный путь поста, цель которого — не только приготовить к земному празднованию Пасхи, но и помочь в подготовке к вечной Пасхе со Христом в Царстве Небесном, куда можно войти только путём покаяния, очищения от грехов и исправления в соответствии с заповедями Божиими, чему и должен посвящать каждый христианин дни Великого поста.

Иерей Александр Ионов, заместитель благочинного 1-го Бронницкого округа
(опубликовано в газете «Бронницкие новости» 3.02.2023)

Комментирование запрещено